+7 (812) 61-222-16
пн-пт 10:00-18:00СПб. Резкое увеличение интенсивности движения на российских автомобильных дорогах в последнее время поставило проблему колейности. Ее решение зависит от многих факторов.
dp.ru, 14.10.11
Опыт эксплуатации в Скандинавии, Канаде, северных штатах США и других странах свидетельствует, что одной из основных причин образования колейности является износ покрытий шипованной резиной. В Финляндии именно так образуется около 70-80% колейности, в Швеции — 60-90%.
Однако простое решение на российских дорогах не срабатывает: введение запрета на шипы даже при применении традиционных способов зимнего содержания дорог приводит к росту количества ДТП. По мнению Бориса Мурашова, председателя комитета по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга, повышение износостойкости покрытий — один из основных факторов, уменьшающих образование колейности.
«Вместе с тем для решения проблемы колейности необходим комплекс мероприятий, — отмечает Борис Мурашов, — который включает в себя регламентирование срока использования шипованной резины (с 1 ноября по 20 апреля), ограничение скорости движения в зимний период до 80-90 км/ч, ограничение использования тяжелых шипов не выше 0,9 г».
Стойкость дорожного покрытия к износу от шипованных шин на 60% зависит от качества каменного материала и на 20% — от состава асфальтобетонной смеси. Сегодня в асфальтобетонных смесях применяются битумы дорожные улучшенные и полимерно-битумные вяжущие, а также различные модификаторы. В основании дорог используется щебеночно-песчаные смеси оптимального состава (ЩПС) для создания очень плотного основания, не подверженного трещинам, более устойчивого к появлению колеи.
В покрытии используются асфальтобетонные смеси с заполнителями основных (т. е. не кислых) пород (габбро). В последнее время для предотвращения появления колеи в верхних слоях покрытия проезжих частей все больше применяют щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА) — особенно в условиях нашего сложного климата и напряженного движения транспорта.
В частности, на строящемся Приморском шоссе применяется конструкция с верхним слоем покрытия из ЩМА-20 с использованием в качестве крупного заполнителя щебня из порфирита, что позволит снизить образование колейности и намного уменьшить общий износ покрытия шипованной резиной. Таким образом, как показывает практика, применение новых материалов и технологий в дорожном строительстве может стать решением проблемы.
Такие технологии существуют в Европе, например в соседней Финляндии. По мнению Алексея Деламарттера, начальника отдела маркетинга и рекламы ГК «БЕАТОН», технология производства асфальтобетонных смесей в Петербурге практически ничем не отличается от западных. В первую очередь, потому, что на основных производствах города работают современные автоматизированные заводы западного происхождения.
Однако при этом российские дороги почему-то значительно уступают в качестве европейским. Причем отдельные специалисты на условиях анонимности называют в качестве основной причины банальное воровство. Но эта причина даже самой серьезной аналитикой не устраняется.
Современные технологии позволяют минимизировать колейность.
«В последнее время появились такие новые технологии и материалы, как холодная регенерация покрытий, слои износа из современных специализированных смесей, легкие насыпи, теплоизолирующие основания и многое другое, — рассказала Тамара Широкова, заместитель генерального директора по качеству ОАО «АБЗ-1». — К сожалению, специфика городских улиц, в частности улиц Петербурга, не позволяет применить все технологии в черте города. Поэтому они в основном применяются на загородных трассах.
В городе широко применяются ЩМА и смеси на полимерно модифицированном битуме. Заказчик имеет возможность выбирать между различными технологиями, многие из которых продлевают срок службы дорожного покрытия, но требуют более высоких затрат. Кроме того, далеко не все подрядчики качественно могут выполнять новые виды работ—для этого требуются знания, специализированная техника и т. д.
Компания ЭСТМ разрабатывает и производит стабилизирующие добавки ЦВА для производства асфальта ЩМА, а также поставляет оборудование для дозирования добавок в гранулированной форме либо свободном волокне при производстве асфальто-бетонных смесей.