+7 (812) 61-222-16

пн-пт 10:00-18:00


Dp.Ru: Колейность. Минимизировать потери.

СПб. Резкое увеличение интенсивности движения на российских автомобильных доро­гах в последнее время поставило проблему колейности. Ее реше­ние зависит от многих факторов.

 

dp.ru, 14.10.11

 

Опыт эксплуатации в Скан­динавии, Канаде, северных штатах США и других стра­нах свидетельствует, что одной из основных причин образования колейности яв­ляется износ покрытий ши­пованной резиной. В Финляндии именно так образуется около 70-80% колейности, в Швеции — 60-90%.

 

Повышение стойкости

Однако простое решение на российских дорогах не сра­батывает: введение запрета на шипы даже при приме­нении традиционных спо­собов зимнего содержания дорог приводит к росту ко­личества ДТП. По мнению Бориса Мура­шова, председателя комите­та по развитию транспорт­ной инфраструктуры Петербурга, повышение изно­состойкости покрытий — один из основных факторов, уменьшающих образование колейности.

«Вместе с тем для решения проблемы колейности необ­ходим комплекс мероприя­тий, — отмечает Борис Му­рашов, — который включает в себя регламентирование срока использования ши­пованной резины (с 1 ноября по 20 апреля), ограничение скорости движения в зим­ний период до 80-90 км/ч, ограничение использова­ния тяжелых шипов не вы­ше 0,9 г».

 

Условия климата

Стойкость дорожного по­крытия к износу от шипо­ванных шин на 60% зависит от качества каменного мате­риала и на 20% — от состава асфальтобетонной смеси. Сегодня в асфальтобетон­ных смесях применяются битумы дорожные улучшен­ные и полимерно-битум­ные вяжущие, а также раз­личные модификаторы. В основании дорог исполь­зуется щебеночно-песчаные смеси оптимального соста­ва (ЩПС) для создания очень плотного основания, не подверженного трещинам, бо­лее устойчивого к появле­нию колеи.

В покрытии используют­ся асфальтобетонные сме­си с заполнителями основ­ных (т. е. не кислых) пород (габбро). В последнее время для предотвращения появ­ления колеи в верхних сло­ях покрытия проезжих час­тей все больше применяют щебеночно-мастичный ас­фальтобетон (ЩМА) — осо­бенно в условиях нашего сложного климата и напря­женного движения транс­порта.

 

Практика применения

В частности, на строящем­ся Приморском шоссе при­меняется конструкция с верхним слоем покрытия из ЩМА-20 с использовани­ем в качестве крупного за­полнителя щебня из пор­фирита, что позволит сни­зить образование колейности и намного уменьшить общий износ покрытия ши­пованной резиной. Таким образом, как пока­зывает практика, приме­нение новых материалов и технологий в дорожном строительстве может стать решением проблемы.

Такие технологии существуют в Европе, например в сосед­ней Финляндии. По мнению Алексея Деламарттера, начальника от­дела маркетинга и рекла­мы ГК «БЕАТОН», техноло­гия производства асфальто­бетонных смесей в Петер­бурге практически ничем не отличается от западных. В первую очередь, потому, что на основных производ­ствах города работают сов­ременные автоматизиро­ванные заводы западного происхождения.

Однако при этом россий­ские дороги почему-то зна­чительно уступают в качес­тве европейским. Причем отдельные специалисты на условиях анонимности на­зывают в качестве основной причины банальное воровс­тво. Но эта причина даже са­мой серьезной аналитикой не устраняется.

 

Специфика города

Современные технологии позволяют минимизиро­вать колейность.

«В последнее время поя­вились такие новые техно­логии и материалы, как хо­лодная регенерация покры­тий, слои износа из совре­менных специализирован­ных смесей, легкие насыпи, теплоизолирующие основа­ния и многое другое, — рас­сказала Тамара Широкова, заместитель генерального директора по качеству ОАО «АБЗ-1». — К сожалению, специфика городских улиц, в частности улиц Петербур­га, не позволяет применить все технологии в черте го­рода. Поэтому они в основ­ном применяются на заго­родных трассах.

В городе широко применя­ются ЩМА и смеси на поли­мерно модифицированном битуме. Заказчик имеет воз­можность выбирать между различными технология­ми, многие из которых про­длевают срок службы дорож­ного покрытия, но требуют более высоких затрат. Кро­ме того, далеко не все под­рядчики качественно мо­гут выполнять новые виды работ—для этого требуются знания, специализирован­ная техника и т. д.

 

Компания ЭСТМ разрабатывает и производит стабилизирующие добавки ЦВА для производства асфальта ЩМА, а также поставляет оборудование для дозирования добавок в гранулированной форме либо свободном волокне при производстве асфальто-бетонных смесей.